Несоответствие цены и совести

Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не сталкивался хотя бы раз со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном, завышенной.

Большинство из нас равнодушно отходит в сторону и даже не пытается отстаивать свои потребительские права: разница в цене невелика, а нервы тратить не хочется. Кассиры объясняют несоответствие цены на ценнике и на кассе тем, что якобы администратор не успел поменять ценник в зале, а в компьютере кассы уже внесена новая стоимость, при этом сердобольно разводят руками: мол, ничего поделать нельзя. Как разрешить эту ситуацию?

Кто прав? Конечно, продавцы лукавят. Такие слова, как «переоценка», «забыли поменять» и «не хотите - не покупайте», вроде бы снимают с продавцов ответственность. Но нет, не снимают!

Скандалить в подобных случаях не стоит. Обоснованно, терпеливо добивайтесь того, что вам положено по закону. А согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г «О защите прав потребителей»: покупатель всегда платит за товар не больше того, что указано продавцом на ценнике. Согласно п. 1 ст. 10 Закона, продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях, вплоть до копейки, и полные условия приобретения товара.

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены и вторым документом- постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Согласно п. 19 Правил, каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу. Поэтому никакие ссылки на «забывчивость» не могут стать основанием для покупки по навязываемой вам завышенной цене. В ситуации, когда кассир уже пробил чек, деньги уплачены, а после этого вы обнаруживаете, что истратили больше, чем планировали, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. При этом следует ссылаться на статью 12 Закона «О защите прав потребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы.

Третий документ, который исключает подмену цены, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности статья 14.7. Согласно ей, предоставление недостоверной информации о цене товара - прямой обман потребителей. Если магазин отказывается продавать вам товар по указанной цене, возвращать разницу и уплаченные деньги, требуйте жалобную книгу и подробно изложите ситуацию. Если вам отказано в предоставлении книги, обращайтесь с письменной жалобой в Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В качестве доказательства нарушения могут быть свидетельские показания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографии ценника и чека. По вашей жалобе будет проведена проверка магазина. Более того, если будет выяснено, что ценник на витрине не соответствует цене в накладной, на самом ценнике нет росписи ответственного лица или отсутствует печать, нет точной информации о продукте, администрация магазина будет оштрафована на очень приличную сумму.

О действиях потребителей коммунальной услуги электроснабжения, при скачке напряжения в сети, который повлек за собой выход из строя электроприборов.

  1. В силу того, что на основании ст. 56 ГПК бремя доказывания факта нарушения лежит на пострадавшей стороне, Вам необходимо зафиксировать факт скачка напряжения в сети и выход из строя электроприборов актом. Для составления Акта необходимо обратиться в управляющую жилищную организацию, предоставляющую Вам жилищные услуги. Если жилищная организация не отреагировала на просьбу направить комиссию, Вы можете составить Акт сами в произвольной форме. Акт необходимо заверить соседями (не менее двух соседей).
  2. Одновременно обращайтесь в сервисную службу, имеющую лицензию на ремонт электроприборов, с заявлением о даче заключения по факту выхода из строя электроприборов (связан ли факт выхода из строя электроприбора со скачком напряжения в сети).
  3. После получения заключения о том, что выход из строя электроприбора связан со скачком напряжения в сети необходимо направить претензию в энергоснабжающую организацию с требованием:
    • а) привести качество услуги энергоснабжения в соответствии с требованиями нормативов и стандартов (на основании ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей», п.5.2.2 Правил предоставления коммунальных услуг);
    • б) возместить ущерб, причиненный некачественно оказанной услугой энергоснабжения (на основании ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей», п.6.5 Правил предоставления коммунальных услуг).
    К претензии прилагается копия акта о скачке напряжения и копия заключения сервисной организации.
  4. В случае отказа энергоснабжающей организации или отсутствия реагирования на Вашу претензию советуем Вам защищать Ваши законные требования в судебном порядке. В силу ст.17. ФЗ «О защите прав потребителей» данный иск освобождается от уплаты государственной пошлины. В суд рекомендуем привлечь специалистов управления по технологическому надзору и экологии Ростехнадзора, которые по определению суда дадут заключение по качеству поставляемой Вам электроэнергии. Самостоятельное измерение напряжения в сети влечет за собой опасность поражения электротоком. Вместе с тем для суда Ваши замеры юридической силы не имеют.